«Как на майдане». Чем обернется «объединительный собор» для Украины


В Киеве завершился «объединительный собор», на котором был избран глава создаваемой властями «незалежной церкви». Им стал представитель раскольнического «Киевского патриархата» Епифаний Думенко.

О том, какими проблемами для светского Киева чревато его избрание и что будет дальше с украинским православием, — в материале РИА Новости.

«Выбрали марионетку»

Столько оваций президент Украины Петр Порошенко, пожалуй, не срывал со времен Евромайдана. Вечером в субботу на Софийской площади в Киеве он, обильно жестикулируя, повторял порядком приевшиеся за этот год фразы: «Этот день войдет в историю!», «Это второй день независимости Украины!», «Это конец власти российского агрессора!». Тут же небольшая группа людей начинала громко аплодировать и что-то выкрикивать, а затем их возгласы подхватывала толпа.

Потом президент сошел со сцены и, покидая площадь, пожимал всем руки. Собственно, около полудня 15 декабря пришел он сюда точно так же. Участники государственно-церковного митинга — в основном пенсионеры и учителя, — похоже, не до конца понимали, зачем они здесь. Задававшим вопросы украинским журналистам собравшиеся объясняли, что сюда их привезли на автобусах из различных регионов страны. И что интересно, власти отрицать факт организованной доставки людей не стали.

«Насколько я понимаю, самые верующие у нас в стране — бюджетники и чиновники», — съязвил один из украинских корреспондентов.
Многочисленным телевизионщикам демонстранты жаловались то на рост платы за коммуналку, то на беспредел власть имущих. А вот на вопросы, связанные с «объединительным собором» (в его поддержку устроили митинг), мало кто давал внятные ответы. Одна из участниц и вовсе заявила, что пришла поддержать митрополита Онуфрия, предстоятеля канонической Украинской православной церкви (УПЦ).

УПЦ запретила своим епископам и священникам участвовать в «объединительном» съезде. Правда, два иерарха ослушались. На собрание пришли митрополит Винницкий Симеон и митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр. Первого, по данным СМИ, Порошенко желал видеть во главе новой структуры.

Однако этого не произошло — избран другой кандидат. Вот как все было: на собор явились все епископы раскольничьих «Киевского патриархата» (образован бывшим главой канонической УПЦ Филаретом Денисенко в 1992 году) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ, основана в 1920 году), а также несколько архиереев Константинопольского патриархата во главе с митрополитом Галльским Эммануилом. Собственно, они были в «президиуме» собора — митрополит Галльский, экзархи патриарха Варфоломея на Украине — архиепископ Даниил из США и епископ Эдмонтонский Иларион из Канады — и экзарх Константинопольского патриарха в Греции митрополит Амфилохий.

Помимо них, за главным столом сидели Порошенко, митрополит Винницкий Симеон, Филарет и глава УАПЦ Макарий. Остальных участников рассадили перед ними. Голосование за главу «незалежной церкви» проходило в два тура. Сначала собравшиеся (епископы, с каждым из которых пришел один священник и мирянин) определили тройку кандидатов. Затем за одного из них уже во втором туре голосовали только епископы. Судя по опубликованным на сайте президента Украины фотографиям, второй этап голосования был открытым — присутствовавшие просто поднимали руки.

Филаретовцев на соборе было большинство — 40 из примерно 60 епископов. Поэтому ожидаемо победил их кандидат — за два дня до собора в УПЦ КП заявили, что от их структуры выдвинут только одного претендента. Таковым оказался не Филарет Денисенко, а его правая рука и «местоблюститель» — 39-летний митрополит Епифаний Думенко.

«Складывается впечатление, что это довольно блеклая фигура. Поэтому Филарет его и назначил своим местоблюстителем, дабы избежать попыток захвата власти, поскольку более энергичные его приближенные — Дмитрий Рудюк и Евстратий Зоря — все-таки какую-то опасность для него представляют. В любом случае Епифаний вряд ли будет ярким лидером новообразованной «поместной церкви», — отмечает специалист по церковной истории Украины Владислав Петрушко.

Сейчас весь вопрос в том, кто будет оказывать на него влияние. Если Филарет — то, по сути, новая структура, по словам историка, будет «фактически легализованным Константинополем «Киевским патриархатом». Либо же им будут манипулировать Порошенко или Константинополь. Во всяком случае, самостоятельную политику Епифаний проводить не будет.

«Дилемма для патриарха Варфоломея»

Новоизбранный «предстоятель», как ожидается, вместе с президентом Украины направится в начале января на Фанар — район Стамбула, где находится резиденция главы Константинопольской церкви. Там патриарх Варфоломей 6 января вручит ему томос — документ о даровании автокефалии новой церковной структуре.
Но это — желательный для светского Киева сценарий, в котором власти, похоже, и сами начинают сомневаться. Тот же Порошенко, выступая перед толпой у Софийского собора после «объединительного» съезда, неуверенно бросал фразы «путь к томосу», «можем обрести томос» и так далее. Хотя еще в апреле, после достижения договоренности с патриархом Варфоломеем о создании «незалежной церкви», он с уверенностью чеканил: «Томос — наш!».

В последние несколько дней перед «объединительным собором» приближенные к Фанару издания открыто заявляли об опасности Филарета. Так, в статье, опубликованной на сайте orthodoxia.info, который рассматривается некоторыми экспертами как неофициальный голос Константинопольского патриархата, говорится, что «Филарет в очередной раз проверяет Церковь на прочность». Автор материала предупреждает, что глава «Киевского патриархата» может стать «проблемой для объединительного процесса на Украине».

С избранием протеже Филарета патриарх Варфоломей, по всей видимости, призадумается: а давать ли Украине томос?

«Теперь перед Константинопольским патриархатом, который своим былым авторитетом решил «освятить» это собрание, стоит нелегкая задача: объяснить свои действия всему остальному православному миру и убедить собратьев — предстоятелей поместных православных церквей, что они должны отныне признать равным себе вчерашнего раскольника, который никогда не принес покаяния в грехе раскола. Думаю, это едва ли выполнимая задача», — заявил РИА Новости зампредседателя отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Теперь все зависит от дальнейших действий как известного своим властолюбием Филарета, так и его ставленника Епифания.
«А вообще, избрание Епифания — меньшее из зол. Потому что если был бы избран иерарх канонической Украинской церкви или Константинопольского патриархата, то законность его сана создавала бы какую-то иллюзию легитимности новой структуры. Ну а здесь — очевидный раскольник, выросший в недрах раскольнической структуры. Думаю, большинству украинских православных это будет говорить о многом и вряд ли среди них найдется много желающих перейти в новую так называемую «автокефальную церковь», — подчеркивает Владислав Петрушко.

«Константинополь обманул нас»

Хоть какую-то легитимность «объединительному собору» в глазах православного мира могло бы придать участие в нем как можно большего числа епископов канонической УПЦ. Однако еще накануне какие-либо иллюзии насчет этого рассеялись: в СМИ называли лишь четырех из 90 возможных участников. В ночь на субботу стало известно, что двое из них — митрополит Сарненский Анатолий и митрополит Черкасский Софроний — не будут участвовать в этом неканоническом сборище.

«Считаем, что на данный момент Константинопольский — турецкий — патриарх обманул народ Украины и украинское государство, не предоставив полноценную автокефалию и статус патриарха для так называемой «поместной православной церкви», чем вызвал недоверие епископата, духовенства и верующих Украинской православной церкви к данному процессу», — заявили в Сарненской епархии.

Еще одним возможным участником неожиданно «стал» митрополит Могилев-Подольский Агапит. Накануне собора его арестовали сотрудники СБУ и повезли в Киев «на встречу с митрополитом Симеоном». Факт задержания РИА Новости подтвердили в окружении архиерея. Уже в пятницу вечером митрополит заявил украинским журналистам, что поехал якобы по своей воле, — отсюда и пошел слух, что он придет в Софийский собор 15 декабря.

Однако уже в день собора выяснилось, что встречи митрополитов так и не произошло, а владыку Агапита действительно сопровождали в Киев сотрудники СБУ. В канонической УПЦ заявили, что в целях безопасности архиерея укрыли в Киево-Печерской лавре.

Но сам митрополит Симеон все же решил явиться на собор. Пока он заседал в Киеве, в его епархии случился конфликт. Местные священники заявили, что их не пускают в кафедральный Спасо-Преображенский собор Винницы и здание епархиального управления: у храма, по их словам, появились «два десятка молодых людей, которые отняли у охраны ключи от здания». В пресс-службе епархии объяснили это решением местной власти усилить охрану собора «во избежание провокаций».

Пока не совсем ясно, позволит ли митрополитам Симеону и Александру вернуться в епархию их паства. «К УПЦ они больше не имеют никакого отношения. Мы констатируем, что они перешли в раскол, и сообщим в поместные церкви, что в диптихе канонических епископов Украины они больше не значатся», — заявил изданию «Страна.ua» глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ архиепископ Климент.

Новый майдан

Иными словами, синоду Украинской церкви предстоит решить, кто теперь заменит ушедших к раскольникам митрополитов. Куда более сложным вопросом является то, насколько мирной будет «смена власти» в Винницкой и Переяслав-Хмельницкой епархиях, учитывая откровенно враждебное отношение светских властей к канонической УПЦ.

«Для Порошенко сейчас единственное, что важно и нужно, — между 15 и 25 декабря (в этот период закончится действие военного положения. — Прим. ред.) сорвать страну во внутреннее противостояние. Серьезное, с кровью. Для того чтобы мотивировать отмену или перенесение на неопределенный срок президентских выборов, назначенных на 29 марта следующего года», — полагает политолог Ростислав Ищенко.

А в качестве врага, по всей видимости, у светского Киева будет числиться «российская церковь на Украине, которая имеет сейчас название Украинская православная церковь». Именно так назвал ее спикер Верховной рады Андрей Парубий, выступая в субботу вечером перед толпой на Софийской площади. И там же намекнул, что ничего хорошего для украинских верующих не предвидится.

«Пять лет тому назад мы стояли на майдане. Так же на морозе. <…> Сегодня мы вместе, как тогда, на майдане!» — воскликнул он.
С момента смены власти на Украине в 2014 году у канонической Украинской церкви силовым путем было отобрано свыше 40 храмов. После «объединительного собора» и светские власти, и раскольники прямым текстом заявляют, что за следующие пять лет к новой структуре «примкнут» более двух третей из 12 тысяч приходов УПЦ.

Читайте также: Для России больше нет украинской границы, — Сатановский

РИА Новости, Антон Скрипунов

Источник: politcentr.ru

мода на iplayer-fm
Добавить комментарий