США внесли проект "Южный газовый коридор", по которому газ с месторождения Шахдениз будет поставляться в Европу через Турцию, в список исключений из антииранских санкций. Об этом, как сообщает ТАСС, говорится в электронном уведомлении Минфина США, опубликованном в пятницу в федеральном реестре страны. Напомним, что в мае в Баку прошла церемония запуска первого этапа проекта "Южный газовый коридор" (ЮГК), а в июне в турецкой провинции Эскишехир состоялось открытие трубопровода TANAP.
Собственно, раньше некоторые опасения вызывал тот факт, что в проекте разработки месторождения "Шахдениз" есть десятипроцентная доля иранской компании NICO. Однако, прямым распоряжением президента США Дональда Трампа ЮГК был дарован "иммунитет".
Такое невероятное послабление со стороны Вашингтона на фоне крайне жесткой внешней политики действующей администрации стало возможным благодаря дальновидной политике руководства Азербайджана, которое во имя национальных интересов планомерно и целенаправленно развивает отношения со многими странами мира на принципах взаимного сотрудничества и уважения.
Реализация нефтегазовых проектов Каспийского моря и создание масштабного коридора, соединяющего Восток с Западом, служит, в том числе, важным элементом интеграции нашей страны в глобальную экономическую систему. Азербайджан, являясь важным союзником США в регионе, продолжает успешно развивать эти стратегические отношения.
Месяцем раньше Госдепартамент в очередной раз подтвердил значимость для США взаимовыгодного сотрудничества с Азербайджаном. Заместитель помощника госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Джордж Кент, говоря об этом в Баку, отметил, что "Южный газовый коридор" обеспечит энергобезопасность путем диверсификации источников поставок энергоресурсов в Европу. При этом он отметил, что некоторые страны используют энергетический фактор как оружие. "Южный газовый коридор является очень масштабным проектом. Многие компании и страны потратили миллиарды долларов для реализации этого проекта. Такие проекты, как ЮГК являются ярким примером сотрудничества между странами", — заявил Джордж Кент. Столь высокая оценка со стороны лидирующей сверхдержавы, безусловно, дорогого стоит.
Отметим, что азербайджанский газ уже пошел по первому сегменту газопровода. "Южный газовый коридор" является одним из приоритетных для ЕС проектов и предусматривает транспортировку 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в Европу. В итоге, доставка азербайджанского газа будет осуществляться посредством Южно-Кавказского трубопровода, проходящего по территории Азербайджана и Грузии; строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP) на территории Грузии, Турции и прокладки Трансадриатического газопровода (TAP) по территории Греции, Албании и Италии. В списке потенциальных потребителей есть и другие страны региона. Азербайджан надеется, что в скором времени интерконнектор Греция-Болгария будет реализован.
Об этом в пятницу в интервью болгарскому агентству Focus сказал министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
На первый взгляд парадоксально, но и Россия — признанный лидер по поставкам газа в Европу — не чинит препятствий реализации ЮГК. Изначально проект TANAP считался прямым конкурентом российского газопровода "Турецкий поток". Однако, соперники смогли договориться о том, что эти трубопроводы будут дополнять друг друга. Подписание в августе Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, положившее конец нескончаемым спорам пяти прибрежных государств, безусловно, сыграло неоценимую роль в укреплении связей с Россией, Ираном, Казахстаном и Туркменистаном, одновременно упрочив позицию Азербайджана в качестве одного из влиятельных акторов в регионе.
На этом фоне успешного международного взаимодействия отчетливо проглядывается еще один немаловажный аспект — углубление изоляции Армении и очевидный крах в системе внешнеполитических отношений. Практически во всех международных документах за подписью Азербайджана красной линией проходит уважение и поддержка суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ стран, урегулирования всех конфликтов мирным путем на основе универсальных принципов и норм международного права. Это одно из неоспоримых достижений азербайджанской дипломатии и, соответственно, поражение армянской стороны в ее притязаниях на азербайджанские земли.
В этом году в нефтяном секторе был подписан новый контракт по дальнейшей разработке месторождения "Азери-Чираг-Гюнешли". Срок контракта был продлен до 2050 года. Как отметил Президент Ильхам Алиев, новый контракт предусматривает более выгодные для Азербайджана условия: "Основная суть этих условий заключается в том, что долевое участие Азербайджана увеличивается с 11 до 25 процентов. 75 процентов прибыльной нефти будет передаваться азербайджанской стороне. Государственная нефтяная компания будет выступать в качестве подрядчика нового контракта, и нашей стране иностранными нефтяными компаниями будет выплачен бонус в размере 3,6 миллиарда долларов".
Впрочем, нефтегазовый экспорт, при всей своей значимости — не единственная сфера взаимодействия нашей страны с окружающим миром. Все весомее становится доля ненефтяной продукции в экспорте Азербайджана. Максимальное развитие ненефтяной промышленности с акцентом на расширение экспортного направления — стратегическая задача Азербайджанской Республики. По распоряжению Президента Ильхама Алиева в стране активно осуществляется специальная государственная программа, связанная с соответствующими инвестиционными проектами, проводится ряд реформ, направленных на развитие отраслей импортозамещения и роста экспорта во внешней торговле.
Азербайджан постоянно расширяет географию экспорта. Сегодня она уже охватывает более 80 стран мира, и в частности, страны СНГ, регион Персидского залива, ЕС, Китай и другие. На сегодняшний день крупнейшими торговыми партнерами Азербайджана являются Россия, Италия, Турция, Израиль, Германия и Китай.
Серьезным шагом в направлении диверсификации экономики стала реализация глобального транспортного проекта — железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК) общей протяженностью в 850 километров. Ее открытие состоялось в конце октября прошлого года и сразу же вызвало повышенный интерес во многих странах мира. Новый транспортный коридор БТК обладает серьезным потенциалом для осуществления грузоперевозок по историческому Шелковому пути. Как сказал на Давосском форуме Президент Ильхам Алиев, это кратчайший маршрут из Китая в Европу. "Если раньше данное расстояние преодолевалось за 30-35 дней, то сегодня — за две недели. Азербайджан, не имеющий выхода к открытому океану, стал региональным транспортным коридором", — подчеркнул глава государства.
Таким образом, сегодня, пройдя со дня обретения независимости тернистый долгий путь, Азербайджан продолжает свой независимый курс, являя собой модель успешного самодостаточного государства, достойную подражания на всем постсоветском пространстве и далеко за его пределами.
Сабухи Иманов
Источник: