Американский воинский контингент покинет Сирию в ближайшие два-три месяца. Эта новость, озвученная Дональдом Трампом в конце прошлой недели, стала одной из главных военно-политических сенсаций декабря и уходящего года в целом.
По словам президента США, армия одержала победу над террористической организацией «Исламское государство»* и может с чистой совестью возвращаться домой. Однако многие эксперты и политики считают, что Трамп лукавит. Природные ресурсы Сирии — слишком лакомый кусок, чтобы от него так легко отказаться. О тех, кто будет отстаивать американские интересы в этой стране после ухода регулярных войск.
«Базовые» ценности
По данным из открытых источников, американцы успели развернуть в Сирии более десятка передовых операционных баз, арсеналов и тренировочных лагерей — главным образом на северо-востоке страны и на западном берегу Евфрата в районе нефтяных полей. Военные объекты есть в Айн-Иссе, Манбидже, Телль-Румейлане, Харабеске и ряде других населенных пунктов. Именно через эти базы американцы снабжали курдские «Демократические силы Сирии» оружием, боеприпасами, медикаментами и прочим снаряжением. Некоторые объекты, например Манбидж, давно были камнем преткновения между Вашингтоном и Анкарой. Эрдоган, напомним, крайне не одобрял американскую поддержку курдов в районах, граничащих с Турцией. Неудивительно, что Анкара приветствовала решение Дональда Трампа о выводе войск и в настоящий момент перебрасывает к сирийской границе эшелоны с войсками и боевой техникой.
Кроме того, на юго-востоке, на границе с Ираком и Иорданией, долго действовала база Эт-Танф, использовавшаяся Пентагоном для подготовки боевиков разношерстной вооруженной оппозиции. В прошлом году Минобороны России обвинило США в прямой поддержке ИГ*. Спикер ведомства Игорь Конашенков назвал Эт-Танф черной дырой, откуда совершают вылазки мобильные группы террористов псевдохалифата. Эти отряды наносили удары в тыл и фланги частям Сирийской арабской армии, с боями продвигавшимся на восток страны. Официально представители Пентагона заявляли, что инструкторы США, Великобритании и Норвегии занимаются в Эт-Танфе подготовкой «военнослужащих новой сирийской армии».
Вместе с тем западные СМИ неоднократно сообщали, что на эту базу американцы перебросили много ствольной и реактивной артиллерии — в частности РСЗО HIMARS. Вероятно, для обороны Эт-Танфа от Сирийской арабской армии. Здесь же американцы построили с нуля короткую площадку, способную принимать вертолеты, конвертопланы и самолеты с укороченным взлетом и посадкой (например, F-35). Кроме того, как отмечают СМИ, были замечены бронетранспортеры Stryker и другая легкая техника.
Наемники вместо армии
Все это добро, по заверениям Пентагона, тоже подчистую вывезут. Но к кому перейдет стратегически важный пограничный узел, в Вашингтоне не уточнили. Вероятно, он так и останется под негласным контролем американских войск, которые, напомним, соседний Ирак покидать пока не собираются. Останутся там и авиабазы ВВС США с аэродромами подскока. Американцы, безусловно, сохранят за собой возможность наносить ракетно-бомбовые удары по всей территории Сирии и продолжат помогать курдским вооруженным формированиям, но уже негласно.
«Ситуация один в один напоминает Ирак второй половины нулевых, — объясняет РИА Новости профессор Академии военных наук Сергей Судаков. — Американское правительство не раз объявляло о полном или частичном выводе войск, однако продолжало сохранять в этой стране значительное военное присутствие. Солдаты отправились домой, но пришли сотрудники частных военных компаний (ЧВК), а за них Пентагон не обязан отчитываться перед электоратом. То же самое произойдет и в Сирии. Кадровые части заменят наемники, которые вместе с курдами и при поддержке американской авиации будут действовать не менее эффективно, чем регулярная армия».
По словам эксперта, глава объединенного комитета начальников штабов Джозеф Данфорд и министр обороны Джеймс Мэттис неспроста подали в отставку именно сейчас, в декабре. Они оба были категорически против вывода войск из Сирии и критично относились к роли ЧВК (в частности, Academi — бывшей Blackwater) в современных вооруженных конфликтах. Оба — выходцы из Корпуса морской пехоты, оба — «ястребы» до мозга костей, активно выступавшие за силовое решение многих международных вопросов. Их преемники — Марк Милли, возглавивший комитет начальников штабов, и Патрик Шанахэн, временно исполняющий обязанности министра обороны, — известны в Вашингтоне главным образом своей финансовой хваткой.
«Эти люди — очень серьезные лоббисты, — продолжает Сергей Судаков. — Шанахэн всегда активно продвигал интересы ЧВК во время иракской и афганской кампаний, Милли представляет оружейное лобби. Война для обоих — источник дохода. Все складывается так, что лоббисты в США уговорили Трампа сделать к Новому году некий широкий пацифистский жест в сторону демократов, неоднократно критиковавших президента за то, что он повторяет ошибки Обамы. Все президентство этого «голубя мира», напомним, было связано с войнами. Трамп пытается показать электорату, что его волнует в первую очередь экономика страны, а не заморские авантюры. Но за пеленой пацифизма, достаточно распространенного сегодня в американском обществе, скрывается очередной план по зарабатыванию денег на войне. Вряд ли Вашингтон добровольно откажется от контроля над нефтяными полями на западном берегу Евфрата».
Схожего мнения придерживаются и российские политики. Так, замглавы МИД Сергей Рябков в интервью РИА Новости отметил, что вывод американских войск будет как минимум затягиваться Пентагоном. По его словам, на фоне успешных действий Сирийской арабской армии и ВКС России против террористов сворачивать собственное военное присутствие, которое было создано на территории суверенного государства без решения Совбеза ООН, не в американской логике. Но Рябков подчеркнул, что «судить и давать оценки, особенно применительно к США, мы можем и должны только по делам, по конкретным действиям. Нужно посмотреть, как это будет реализовываться».
Турецкий «блицкриг»
Самый вероятный сценарий развития ситуации в Сирии на ближайшие месяцы — усиление военной активности Турции, уже стянувшей к границе значительные силы. Анкара собирается провести операцию против курдов на севере страны, если американцы своевременно не выведут оттуда своих «прокси». Как сообщил во вторник глава Минобороны Хулуси Акар, «подготовка к антитеррористической операции в районах Сирии к востоку от реки Евфрат завершена». А президент Эрдоган заявил о намерении посетить в ближайшие дни Москву и встретиться с Владимиром Путиным, чтобы обсудить происходящее в Сирии и, вероятно, обговорить вопросы взаимодействия ВКС, САА и турецких войск. Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, впрочем, пояснил, что в графике Путина такая встреча пока не значится.
Также пока неясно, как будут действовать в Сирии союзники США по антитеррористической коалиции. Франция, располагающая собственными военными объектами и воинскими контингентами на территории этой страны, осудила решение Трампа и подчеркнула, что продолжит выполнять боевые задачи без оглядки на Пентагон. Британская сторона выступила более дипломатично. В заявлении МИД Объединенного королевства подчеркивается необходимость дальнейшей борьбы с ИГ*, которое остается угрозой «даже без территории». Единогласно осудили Трампа курдские полевые командиры, оказавшиеся в очень затруднительном положении. Если их не возьмут «под крыло» американские ЧВК, им, очевидно, придется договариваться с легитимным сирийским правительством. И вряд ли переговоры пройдут на их условиях.
Читайте также: «Череп и кости»: Америка проиграла холодную войну России
РИА Новости, Андрей Коц
* Террористическая организация, запрещенная в России.
Источник: