В Зальцбурге показали «Мессию» в постановке Роберта Уилсона

…Он знаменит своими графическими, минималистическими постановками: Роберт Уилсон в рамках «Недели Моцарта» в Зальцбурге поставил ораторию «Мессия» под руководством маэстро Марка Минковски.

Одна оратория, два композитора: «Мессия» Генделя имеет необычную судьбу. Произведение чаще исполняют не в оригинальном, генеделевском варианте, а в редакции, сделанной полвека спустя Моцартом. Новую постановку «Мессии» представил в рамках «Недели Моцарта» в Зальцбурге американец Роберт Уилсон), известный беспрецедентным сценическим минимализмом.

«Что я могу сделать, чтобы оставить самой музыке как можно больше места?, — этот вопрос режиссер, по собственному признанию, положил в основу концепции постановки. — Когда я закрываю глаза, то мне кажется, что я воспринимаю музыку более остро, концетрированно. Могу ли я с перенести на сцену это восприятие, но уже с открытыми глазами?»

Художественный руководитель «Недели Моцарта» Роландо Вильясон сравнивает предложенное Уилсоном решение с живописной работой: «Оно, как картина, которая проявляется через сотни разных мазков, мы как будто проходим через гигантское полотно, проникаем в живописное пространство и видим, как меняется свет».

Гендель написал ораторию в 1741 году, годом позже музыкальную историю о приходе в мир Спасителя исполнили в Дублине. Моцарт отредактировал работу по заказу Вены много позднее — в 1789 году. Не меняя партии вокалистов и группы струнных инструментов, он делает правки у духовых и периодически вводимых инструментов. «Мессия» звучит на немецком языке. В некоторых оркестровых партиях Моцарт также изменил мелодическую линию, заменив короткие фразы более протяженными построениями.

Дирижер Марк Минковски рассказывает: «Моцарт писал с расчетом на более симфоническое исполнение произведения. И потом он внес в него эдакие правки-вспышки… ну, как если бы Ван Гог решил нарисовать на свой лад «Мону Лизу», добавляя иные тона, иную гармонию. Это полностью меняет восприятие, но при этом произведение остается сочинением Генделя. В этом нет никаких сомнений».

«Я так люблю моцартовскую обработку «Мессии», — признается Роландо Вильясон. — С ней произведение перемещается из стилистики барокко к классицизму».

«В музыке Моцарта очень много света, который дает надежду», — отмечает Роберт Уилсон.

А Марк Минковски добавляет: «Хор «Аллилуйя» в оратории символизирует воскрешение и надежду. Оратория, безусловно, передает ряд философских посланий; этим, возможно, объясняется ее непреходящая популярность».

Оратория «Мессия» будет вновь представлена в Зальцбурге летом — 24 и 26 июля, а в сентябре ее можно будет услышать в Париже.

Подписывайтесь на Euronews в социальных сетях
Telegram, Одноклассники, ВКонтакте,
Facebook, Twitter и Instagram.

Эфир и программы Euronews можно смотреть
на нашем канале в YouTube

Источник: ru.euronews.com