На проходящей в Страсбурге по итогам 2018 года пленарной сессии Европарламента накануне была принята резолюция "Об общей политике ЕС в области внешней политики и безопасности". За принятие документа проголосовал 401, против — 173 депутата.
Почему ее принятие можно считать знаковым событием, даже поворотным в вопросе применения двойных стандартов по отношению к территориальным конфликтам, имеющим место на континенте?
В резолюции нашли отражение пункты, запрещающие двойные стандарты в подходе к региональным конфликтам со стороны Евросоюза и входящих в него государств. Звучит также требование подходить к конфликтам на территории стран-участниц Восточного партнерства с единой позиции. Кроме того, предусматривается оказание помощи со стороны ЕС людям, ставшим беженцами в результате этих конфликтов.
Автором резолюции выступил председатель комитета по иностранным связям ЕП, депутат от Европейской народной партии Дэвид Макалистер.
В ходе обсуждений документа со стороны лоббирующих армянские интересы депутатов были предприняты попытки протащить в текст резолюции, в качестве компенсации, принцип "права народов на самоопределение". Однако эти попытки были пресечены и отвергнуты большинством голосов.
Резолюция Европарламента — успех Азербайджана и знак отрезвления Европы — ИНТЕРВЬЮ
Таким образом, Европа еще раз подтвердила, что признает территориальную целостность и границы всех стран Восточного партнерства без исключения, и указала, что за основу при разрешении замороженных конфликтов должно браться международное право, которое однозначно выступает за стабильность и нерушимость границ суверенных государств.
Принятие резолюции с подобными формулировками можно назвать очередной дипломатической победой Азербайджана. В первую очередь его руководства — Президента Ильхама Алиева, чья взвешенная и мудрая политика позволила утвердить позицию нашей страны в европейских структурах и разбить многоглавого "дракона" влиятельного и всепроникающего армянского лобби.
Прогресс обозначился еще в декабре 2017 года, когда Европейский парламент принял ежегодную "Резолюцию по внешней политике и безопасности ЕС", в которой впервые подтвердил приверженность обязательствам Евросоюза по поддержке территориальной целостности всех стран Восточного партнерства в рамках их международно признанных границ. Кстати, и та резолюция, подготовленная также на основе доклада Макалистера, была принята подавляющим большинством голосов — 408 против 132-х. Тогда тоже попытки армянской стороны выделить карабахский конфликт в "отдельное производство" и конкретизировать поддержку территориальной целостности только Грузии, Молдовы и Украины не удались.
Отметим, что в прежние годы в результате активной деятельности армянских лоббистов в ЕП, как правило, европейские структуры гласно поддерживали территориальную целостность только Грузии, Украины и Молдовы, карабахский же конфликт обособлялся в угоду армянской пропаганде, у которой на этот счет имеется "особое мнение". Однако "особое мнение" лобби не стало таковым для евроструктуры, и уже в 2017-м резолюция ЕП серьезно расшатала надежды оккупировавшей азербайджанские территории Армении утвердить и легализовать итоги своих деяний.
Как следствие — в дальнейшем порочная практика отделять карабахский конфликт от других территориальных конфликтов на постсоветском пространстве практически сошла на нет. Страны Восточного партнерства перестали дифференцироваться по непонятному признаку. Справедливость восторжествовала.
Дипломатический успех или внешнеполитическая победа?
Тот факт, что Евросоюз уже второй год подряд подтверждает в своей внешней политике и политике безопасности принцип нерушимости границ государств, говорит о том, что в Европе наконец начали осознавать серьезную опасность, в том числе и для самих европейских ценностей, создаваемую неразрешенными конфликтами. Неразрешенными, подчеркнем, чаще из-за двойных стандартов, двойственного подхода мира к аналогичным проблемам в разных странах. Под давлением лобби и миллионов армянской диаспоры долгое время карабахский конфликт было принято считать отличающимся от тех же проблем в Грузии или Украине, что окрыляло армянских оккупантов и сепаратистов и подталкивало к саботированию переговорного процесса.
Принимая во внимание серьезную опасность, созданную мировой стабильности в связи с уничижением принципа территориальной целостности, ЕП в нынешнем году подтвердил и даже усилил формулировки, заложенные в аналогичном документе от прошлого года.
В мире, в том числе на пространстве Европы происходят процессы, которые никак нельзя назвать вдохновляющими. Дезинтеграционные тенденции и в ЕС, и в отдельных его странах-членах говорят об угрозе глобальной стабильности и заставляют повнимательнее взглянуть на проходящее на периферии европространства. Даже в замороженном состоянии неразрешенные сепаратистские конфликты представляют серьезную опасность. Они как очаг инфекции, грозящей распространиться по всему организму. И в этом плане утверждение ЕП на уровне европейской доктрины принципа территориальной целостности и отмежевание от двойных стандартов в этом вопросе можно назвать очень своевременным шагом, хотя и несколько запоздавшим.
Важнейшую резолюцию Европарламента могут применить к оккупированному Карабаху — МНЕНИЕ
Стоит подчеркнуть, что в настоящее продолжаются обсуждения по новому соглашению о партнерстве между ЕС и Азербайджаном. Не исключено, что текст документа будет согласован сторонами до марта будущего года. "Если между нами будет взаимопонимание и будут достигнуты компромиссы, то думаю, что до марта будущего года мы согласуем текст соглашения", — заявил журналистам замминистра иностранных дел Азербайджана Махмуд Мамедгулиев.
Напомним, что мандат Европейской комиссии и высокому представителю по иностранным делам и политике безопасности на ведение переговоров от имени ЕС и его государств-членов по вопросу всеобъемлющего соглашения с Азербайджаном был выдан Советом ЕС в ноябре 2016 года. Новый вариант соглашения будет отвечать национальным интересам Азербайджана и в нем будет обозначена поддержка принципа территориальной целостности. Последнее, заметим, очень беспокоит армянскую сторону, которая требует, чтобы тексты соглашений в этом вопросе с Арменией и Азербайджаном были идентичными. То есть — обтекаемыми и оставляющими лазейки для действий агрессора.
Но таких лазеек для Армении остается все меньше. И принятая накануне Европарламентом резолюция — лишнее тому подтверждение.
Лейла Таривердиева
Источник: